Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 8(48), август, 2008 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ

Грамотно преподнести себя через рекламу - тоже искусство!
АНАЛИЗИРУЕМ
П. Бурмистров, Д. Великовский, И. Гребцов, В. Дятликович
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПО-РУССКИ.
Как средний класс зарабатывает и на что тратит деньги


Прослойка населения с доходами от 700 долларов на члена семьи только за последний год увеличилась почти наполовину. Высокая инфляция привела к тому, что не только мебель, одежду, бытовую технику, но и продукты питания мы покупаем такие же, как на Западе, и практически по той же цене или дороже. Дешевле пока остаются транспорт, коммунальные услуги и "социальные" продукты.

Однако сходство образа жизни и структуры потребления обманчиво: российский средний класс неоднороден и, в отличие от западноевропейского, в массе слабо зависит от ипотечных кредитов, не очень боится сменить работу и не доверяет пенсионной и финансовой системе. Ему ничто не гарантирует спокойную и стабильную жизнь. Он верит только в такую стабильность, которая заработана собственными руками на собственный страх и риск.



Я вам точно скажу, когда даже не мы сами, а друзья начали нас причислять к среднему классу. Было это три года назад, когда мы квартиру купили. Год в долгах сидели - все думали с женой, где бы подработать. Но зато потом деньги стали оставаться на руках, в Европу стали ездить отдыхать, - Алексей Кокшаров из Екатеринбурга работает в оптовой торговой компании и очень оптимистичен. Он принимает нас в своей однокомнатной квартире, но уже держит в мыслях покупку двухкомнатной, а к "Мазде 3", которая стоит под окном, хочет прикупить еще одну - для жены.

Алексей указал на важный символ среднего класса, как он понимался во времена возникновения западных обществ социальной стабильности, - жилье. Средний американец или европеец должен понимать, во сколько лет он начнет работать, какому доходу соответствует какой класс автомобиля, и какова степень престижности тех или иных магазинов, когда можно брать ипотечный кредит, когда он будет выплачен, и можно будет проводить время в турпоездках. Денежные стимулы работают на протяжении всей жизни: нужно менять машины, выплачивать кредиты, держаться за место, стремиться к карьерному росту и росту доходов. Соответственно рынок потребления должен обеспечивать не только "прожиточный минимум", но и разнообразие знаков социального престижа, необходимых на разных ступенях карьеры.

В Германии "пропуск" в такой средний класс обеспечивается чистыми доходами примерно в 1 тыс. евро в месяц, такие сейчас у 54% населения. Недавно аналитики из компании McKinsey опубликовали исследование "Германия-2020", согласно ему в ближайшие 12 лет 10 млн немцев перестанут считаться достаточно обеспеченными людьми. То есть, их относительное количество сократится до 46% из-за несоответствия социальных обязательств состоянию экономики.

Но в нашей стране одинакового по образу жизни социально стабильного большинства еще никогда не было. Хотя бы потому, что средние доходы по стране не дотягивают до уровня среднего класса (например, у медиков в госсекторе и многих бюджетников в большинстве регионов). И даже большая часть среднего класса быстро достигает того предела, когда вроде уже "все есть", а следующей большой семейной инвестиции, например покупки квартиры, не видно ни в какой реалистичной перспективе. Отсюда и некоторые особенности образа жизни людей с доходами чуть выше среднего: покупка новых автомобилей и туристические маршруты "не по средствам" (все равно на квартиру не хватит), практически безразличное отношение к чекам за еду и коммунальные услуги, относительно слабый интерес к разного рода скидкам и семейной экономии, слабое пока развитие вкладов и других игр в накопление, зато относительно большие вложения в образование детей.

Социологи отмечают и так называемую "вторичную бедность": это когда у человека хватает денег на самое необходимое, но сегодня он пойдет в дорогой ресторан с друзьями, а завтра будет сидеть на одном кефире. В последние годы возникло и новое явление, от которого страдают работодатели: начиная с определенного дохода, многие люди не заинтересованы в повышении зарплаты и в более статусной и интенсивной работе - они в этом смысле свободны от общества потребления, от кредитов, от обязательств. Возможность сделать следующий шаг в улучшении качества жизни кажется им призрачной, поэтому они, вместо того чтобы делать карьеру, предпочитают расслабиться и получать удовольствие.

В области потребления в чем-то россияне избыточно активны, а что-то им остается хронически недоступно. Для большинства это не только жилье, но и, например, здравоохранение: в случае чего все равно придется заплатить заранее неизвестную, но очевидно неподъемную сумму, так что ничего не спланируешь.

Две культуры потребления

Культуру потребления в России в ближайшее десятилетие будут определять все-таки не "вторичные бедняки", а люди, у которых есть внутренняя мотивация к работе и своя личная и семейная стратегия. При прочих равных стиль жизни и ценностные ориентиры у двух представителей среднего класса могут быть диаметрально противоположными. Причем стратегии эти сами по себе не хороши и не плохи. Они просто разные.

Как мы тратим

В отличие от жителей провинциального Липецка, которым деньги и тратить-то особо не на что, у среднего класса крупных городов больше возможностей. Хотя социологи говорят, что вывести общую формулу потребления среднего класса трудно. "В отличие от очень бедных и очень богатых средний класс крайне неоднороден, - утверждает Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики. - Люди с одними и теми же доходами, образованием и положением в обществе могут сильно отличаться в том, что касается расходов. На отдых за границу ежегодно выезжают 3% россиян. Значит ли это, что у нас к среднему классу относится 3% населения? Естественно, нет. Один поедет в Париж, другой - на рыбалку. Один купит себе смартфон и иномарку в кредит, а другой так и будет ходить со стареньким телефоном и ездить на отечественной машине. Один - молодой программист, второй - успешный профессор шестидесяти лет, который не покупает компьютер, потому что не умеет им пользоваться. В значительном числе случаев разница между этими людьми будет вовсе не в уровне доходов, а в жизненных ориентирах.

Расходы (% от совокупного бюджета) семей, относящих себя к среднему классу

Наименование / Страны

Австрия Австрия

Бразилия Бразилия

Польша Польша

Россия Россия

Туркмения Туркмения

Южная Корея Южная Корея

Продукты питания, напитки, табачные изделия 15,9 15 16,9 25 40 28
Транспорт и связь 17,7 18 14,1 11 13 17
Образование 0,3 2 3 3 0 11
Жилье, коммунальные услуги 23,5 22 21 14 4 8
Отдых, развлечения 12,3 15 15,5 13 1 5
Одежда, обувь 6,6 6 6,5 10 15 5
Здравоохранение 2,4 6 3 3 0 5
Мебель, бытовая техника 7,1 8 6,3 7 15 4
Прочие потребительские расходы 14,2 8 13,7 14 12 17


Цены (в долларах США) на товары и услуги в разных странах
(чей средний класс больше тратит)

Наименование / Страны

Великобритания Великобритания

Германия Германия

Соединенные Штаты Америки США

Россия Россия

Минеральная вода, 1 л 1,4 1,4 1,7 1
Говядина, 1 кг 13,5 16 19 12
Автомобиль "Мазда 3" 4-дв., 2,0 л, мех. коробка передач 23924 31402 14865 23845
Рис, 1 кг 2,36 2,71 5,75 1,30
Одноместный номер в гостинице в столице (Hostel) 56 33 45 63
Бизнес-ланч 44-123 40-56 15-40 6-10
1 минута разговора по мобильному телефону 0,3 0,15 0,2 0,1
Электроэнергия, 1 кВт/ч 0,13 0,22 0,20 0,09

Траты российского среднего класса постепенно приближаются к расходам среднего европейца. Цены на многие товары уже достигли европейского уровня, а порой и превзошли его. Хотя надо признаться, на некоторые товары мы тратим деньги легко и даже с удовольствием. Например, на автомобили. В 2007 году в России было продано почти 3 млн новых машин. Если добавить к ним секонд-хэнд из Японии, получится около 3,3 млн - столько же машин в год покупают немцы.

А вот мобильных телефонов мы покупаем пока в два раза меньше, чем они. Так что на какие-то товары потребительский бум еще впереди. Причем некоторые из них как раз характеризуют качество жизни. Например, как только человек начинает чувствовать себя обеспеченным, он перестает пить воду из-под крана и начинает покупать бутилированную. Тут мы от Европы отстаем, по данным маркетинговых исследований, россияне выпивают в среднем 24 литра бутилированной воды в год на человека, европейцы - 100-120. Даже такой незначительный, казалось бы, факт подтверждает, что наш средний класс еще не так велик, как нам бы хотелось.

То же самое и с разговорами по мобильному телефону. Хотя тарифы на мобильную связь в России немного ниже, чем на Западе, российские абоненты в основном привыкли на телефоне экономить: они тратят на него в среднем $20 в месяц, в то время как американцы - $30-40, а британцы - $81.

Россиянам нужно быть готовыми к росту цен на продукты, коммунальные услуги, электроэнергию - во многих случаях они пока очевидно ниже, чем в других странах. Впрочем, это вряд ли приведет к сокращению численности среднего класса: доходы россиян тоже растут довольно быстро.

Профессиональная структура среднего класса России в сранении с США
(зарплата в рублях)

Наименование / Страны

Россия Россия

Соединенные Штаты Америки
США

Бухгалтер 20.000,= 107.000,=
PR-менеджер 26.000,= 143.000,=
Логист 25.000,= 128.000,=
Менеджер по маркетингу 27.000,= 193.000,=
HR-менеджер 22.000,= 126.000,=
Менеджер по продажам 23.000,= 173.000,=
Менеджер по рекламе 29.000,= 130.000,=
Программист 36.000,= 137.000,=
Юрист 27.000,= 215.000,=
Архитектор 36.000,= 133.000,=
Инженер-электронщик 36.000,= 159.000,=
Инженер-проектировщик 25.000,= 143.000,=
Профессор университета 16.000,= 154.000,=
Дантист 34.000,= 236.000,=
Хирург 20.000,= 263.000,=
Терапевт 15.000,= 108.000,=

Примечание к таблице. Желтым выделены представители среднего класса в своей стране.

Таблица позволяет сравнить профессиональный состав среднего класса в России и США. Американскую модель можно рассматривать в качестве социального образца для постиндустриального общества. В России, как видно из таблицы, профессиональная структура среднего класса довольно сильно отличается от американской. Большинство специальностей, представители которых составляют средний класс в США, в России до него не дотягивают даже по отечественным меркам. Разброс в абсолютных цифрах доходов велик по всем специальностям, но если российский программист получает «всего лишь» в 3,8 раза меньше американского коллеги, то университетский профессор — почти в то раз меньше. Мы исходили из того, что представителем среднего класса в России можно считать человека, получающего чуть больше $1000 в месяц. Стандартный представитель среднего класса в США зарабатывает около $100 тыс. в год: врач побольше, инженер поменьше.



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...


Авторские права © 2005-2017 // MARGARY@N

Партнеры:
[an error occurred while processing this directive]