Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 10(58), октябрь, 2009 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ

Грамотно преподнести себя через рекламу - тоже искусство!
ЭВОЛЮЦИЯ ПИШУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА
Проект семьи Поповых
Шариковая ручка


Шариковая ручка... Это сувенир, это хороший подарок (если мы говорим о дорогим известных брендах), это то, чем пишут дети в школах и даже, несмотря на то, что мы чаще "дружим " с клавиатурой - все равно, ручка была и остается незаменимой в работе, в учебе, в жизни.

Но редко кто задается вопросом, какой был история возникновения этого столь необходимого нам предмета - шариковой ручки.


История ручки начинается с историей человечества. Первобытные люди рисовали на стенах пещер заостренным камнем. Еще до нашей эры вавилоняне камушком выдавливали клинопись - первое письмо на сырой глине. В Древней Греции писали на натертых воском табличках, используя стило - заостренную медную или костяную палочку.

Наиболее древними средствами документирования являются ручные пишущие средства. К числу этих средств относились: стило (стиль), представлявшее собой узкую палочку из кости, меди, серебра длиной в 4-5 указательных пальцев с заострённым одним концом и сплюснутым - другим. Острым концом - писали, а плоским - стирали ошибки. Другое древнее средство документирования, которым писали на папирусе, пергаменте, называлось калам. Это - заострённая палочка из тонкого тростника с расщеплённым надвое острым концом, которую погружали в чернила. Каламы использовались до 7-6 вв. до Р.Х.

Предшественницей всех типов ручки стала кисть. В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла.

А в Европе придумали чернила, которые не выцветают веками. Их делали из солей железа и чернильных орешков - болезненных наростов, которые появляются на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых.

Чернилами стали пользоваться еще в Древнем Риме. Первая ручка была из бамбукового или тростникового стебля. Один его конец остро, под углом срезали - и все! Ручку можно было обмакивать в чернила и писать.

Только в 8 веке нашей эры люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно дольше.

Но подготовить его для письма очень трудно. Весной у сильного молодого гуся надо вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если ты возьмешь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное). Потом перо надо обжечь в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Потом заострить кончик перочинным ножом.

Перьев требовалось уйма! В 18 веке из России только в Мнглит отправляли в год 27 миллионов перьев!

У тех же египтян существовала самая настоящая авторучка - ее не надо было макать то и дело в чернильницу. Она представляла собой свинцовую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставлялась тростинка, заполненная темной жидкостью. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и, когда трубочкой водили по папирусу, на нем оставался четкий черный след. Такую ручку археологи обнаружили в гробнице Тутанхамон в Египте.

Изобретение древних египтян было совершенно забыто, и долгие века упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг, брызгало кляксами на рецепты алхимиков, подписывало указы королей.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил, В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым леском, посылая его на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало: всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств XI-XII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

В 1809 г. была запатентована перьевая ручка, изобретателем которой стал Фредерик Фолш из Австрии. Она представляла собой деревянную цилиндрическую чернильницу с поршнем, который выдавливал порцию чернил (порой всю целиком) на бумагу. В 1884 г. патент на авторучку получил страховой агент из Нью-Йорка Вотерман, соединивший цилиндр-чернильницу и перо тонкой трубочкой с нарезами, дозировавшей поступление чернил.

Главным препятствием были чернила. Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман. Слишком густые - застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо... пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха 70 F (21 °С), но ниже 64 F (18 °С) засорялась, а выше 77 F (25 °С) - подтекала и оставляла кляксы.

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро, демобилизовавшись из венгерской армии, перепробовал ряд занятий. Он изучал медицину, искусство, увлекался гипнозом, но ни одна из профессий не заинтересовала его настолько, чтобы стать специальностью. Газетным делом он занялся случайно.

В 1935 году Биро издавал небольшую местную газету и часто сердился на свою авторучку. Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники: они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать. Госдепартамент США попытался предложить американским фабрикантам изготавливать такие же ручки. Американская компания "Эберхард Фабер" решила попробовать монополизировать рынок и заплатила 500 000 долларов за права на производство шариковых ручек; таким образом, братья впервые получили прибыль за свое изобретение.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена - тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся и предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но, однажды, купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались "на чем свет стоит", и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни.

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Bich). Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах, потом решил, что сможет завоевать рынок, если сумеет создать надежную шариковую ручку и снизить ее стоимость - новинка ему нравилась, но возмущала ее высокая цена при столь низком качестве. Братья Биро продали Бишу права на изобретение, и тот приступил к работе.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая. Изучив международный рынок, Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик. Модель "Бик" сразу завоевала мировое признание. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, просто выбрасывались. И хотя Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, старый, надежный "Бик" не перестает быть основным источником дохода фирмы.

Григор Нарекаци (951-1003)
Григор Нарекаци (951-1003) -
монах, армянский поэт, философ-мистик и богослов.
"Книга скорбных песнопений"
- самое крупное поэтическое произведение Григора Нарекаци, состоящее из
95 глав-молитв, обращенных к Богу и Богоматери. Книга написана за три года: 1001-1003. В Армении эту святую книгу называют "народной Библией", а также просто "Нарек". Её читают над тяжело больными и умирающими. Книга переведена на многие языки мира.

Миниатюра написана в 1173 г. художником Григором Мличеци, вардапетом Скеврского монастыря.

Примечание X.RU:
обратите внимание
на предмет в руке монаха.


Недавно армянские археологи обнаружили свиток, датированный 1166 годом, на котором было изображено странное орудие письма. Они попытались воссоздать его при помощи тех средств, которые были указаны на рисунке - бамбуковый ствол, внутри которого полый шарик с красящей жидкостью. Когда эксперимент был завершен, исследователи с удивлением обнаружили у себя в руках... древнюю шариковую ручку.

[Процесс создания средневековой рукописи, над которой трудились переписчики, миниатюристы, позолотчики, переплётчики, ювелиры - не допускал спешки и небрежности; краски и чернила готовились обычно самими мастерами, кроме гусиных перьев и тростниковых палочек, они использовали прототип нашей "самопишущей" ручки, перо которой питалось чернилами из пустотелого шарика, закреплённого на стержне. О достоинствах этого способа письма говорит запись в одной из рукописей Матенадарана, хранилища древних рукописей (Ереван, Армения): "О, вы, изучающие святое писание, сочтите достойным упоминания меня, недостойного писца, дьякона Ованнэса, который написал 900 букв, один раз набрав чернила..." (От ред. Х.RU)].

В нашей стране интерес к шариковым ручкам проснулся после второй мировой войны. Понятно, что с предложением наладить у нас их выпуск Советский Союз обратился именно к Паркеру - ведь именно "паркерами", принадлежащими генералу Эйзенхаузру, подписывался акт о безоговорочной капитуляции Германии. Однако американский бизнесмен в просьбе отказал. Пришлось выкручиваться своими силами. Это было нелегко. Вначале шарики, выпускаемые на Куйбышевском заводе шарикоподшипников, никак не принимали нужную форму, потом не получалось вывести формулу пасты. Не писали ею советские ручки, и все тут. И тут один умный человек предложил сделать пасту из смеси касторки с канифолью. Вообще-то этой убойной смесью боролись с мухами. Получилось! Рождение первой советской шариковой ручки в СССР датировано 1949 годом. Простые орудия письма, пройдя вместе с ним длительный путь исторического развития, по-прежнему остаются наиболее распространёнными средствами ручного текстового изобразительного документирования. Они отличаются простотой конструкции, надёжностью, доступностью, исключительным разнообразием. Практически все, кому приходится работать с документами, пользуются ручными пишущими средствами.

В наши дни, ручка из обычного инструмента для письма превратилась в знаковую вещь - непременный атрибут любого преуспевающего человека, наглядно демонстрирующий статус, достаток и образ жизни своего владельца.

Сейчас, когда достаточно распространены шариковые, капиллярные, роллерные ручки и, наконец, компьютеры, которым мы зачастую доверяем не только деловую, но и личную переписку, перьевая авторучка не стала менее актуальной. Даже Билл Гейтс, который любое слово предпочитает набрать на клавиатуре, нежели написать от руки, всегда имеет при себе "вечное перо". Как справедливо подметили французы, образ складывается из мелочей. Человек респектабельный может постоянно носить в нагрудном кармане своего костюма перьевую ручку только лишь для того, чтобы подписывать контракты. И это не только дань традициям и желание произвести впечатление на партнеров и коллег, но и уважение к себе, проявление хорошего вкуса.

Именно для таких людей создаются инструменты-фетиши, тотемы, украшенные каменьями и ручной филигранью. Стоимость их порой равна стоимости автомобиля или ювелирного украшения.

"Montblanc Meisierstuck Solitaire Royal" - эта ограниченная ювелирная серия авторучек была занесена в "Книгу рекордов Гиннеса" в 1994 году как самый дорогой в мире пишущий инструмент. Корпус ручки, изготовленный из 18 К золота, украшают 4810 бриллиантов особой огранки, помещенных на свои места вручную, так близко друг к другу, что в целом они формируют идеально гладкую поверхность. Использование этого кропотливого процесса требует около 9 месяцев на изготовления одного экземпляра этой ручки. Ориентировочная цена данной ручки -125 000 $. Так же были выпущены разновидности перьевых и шариковых авторучек, лишь частично украшенных бриллиантами и ручка "Montblanc Meisterstuck Solitaire Royal Black Diamond", украшенная 4654 черными бриллиантами, общим весом 17 карат. Эта ручка была выпущена в 2003 году и ее цена составила 134 375 евро.

Наиболее яркий пример совершенства Сaran d'Ache - ручка "La Modemista Diamonds", созданная в 1999 году и с июня 2000 года носящая титул самой дорогой ручки в мире (ориентировочная цена около 380 000 $), а в 2001 году она входит в "Книгу рекордов Гиннеса" в данной номинации.

Шестигранный корпус ручки, изготовленный из серебра 925 пробы украшен 5072 бриллиантами Тор Wesselton, общим весом 20 карат, а верхушка колпачка - 96 рубинами, общим весом 0,32 карат в виде монограммы "CdA" (Caran d'Ache). Перо ручки изготовлено из золота 18 К.

Фото

Фото 1. Ручка Caran d'Ache "La Modemista Diamonds"

Ручка Caran d'Ache "Geneve Diamonds & Emeralds", созданная в 1997 году и украшенная 417? бриллиантами, общим весом 14 карат, и 108 изумрудами, общим весом 0,22 карата. На создание одной такой ручки уходит около 6 месяцев работы.

Фото

Фото 2. Ручка Caran d'Ache "Geneve Diamonds & Emeralds"

Ручка Caran d'Ache "Geneve Diamonds & Rubies", созданная в 1995 году и украшенная 4255 алмазами, общим весом 14 карат, и 108 рубинами, общим весом 0,4 карата. Требуется несколько сотен человеко-часов только для того, чтобы установить драгоценные камни на свои места.

Фото

Фото 3. Ручка Caran d'Ache "Geneve Diamonds & Rubies"

Уникальная авторучка выпущена в единственном экземпляре. Ориентировочная цена 1 000 000 евро.

Фото

Фото 3. Уникальная авторучка на 1 000 000 евро

Эти ручки - шедевры непревзойденного мастерства их создателей. Великолепный дизайн, изысканная роскошь отделки в лучших традициях ювелирного мастерства превращают каждую из них в произведение высокого искусства.

Фото

Фото 4. Ручка - произведение высокого искусства

ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ШАРИКОВОЙ РУЧКИ

Рисунок

Около 4000 лет до нашей эры

Человек царапает влажную глиняную дощечку бронзовой или костяной палочкой

Рисунок

Около 3000 лет до нашей эры

Египтяне начинают использовать изображения в своих сочинениях. Надписи на свиток папируса наносятся тонкими тростниковыми кисточками или перьями

Рисунок

1300 лет до нашей эры

Римляне используют для письма тонкие листы воска, нанесенные на деревянные плитки, и металлические перья. Стирается, написанное вторым концом пера

Рисунок

Средние века

Помимо пергамента англосаксы используют плитки, заполненные воском. Они пишут металлическими или костяными перьями, у которых один конец заточен, а второй используется для стирания

600-1800 гг. нашей эры

Европейцы обнаружили, что использование заточенного пера меняет стиль письма (почерк). Сначала они используют только заглавные буквы, но позже появляются и прописные для увеличения скорости написания. Перьевая ручка (впервые появившаяся в Севилье, Испания) использовалась как пишущий инструмент с 600 по 1800 гг. нашей эры

Рисунок

1790-е гг.

Грифельный карандаш изобретен независимо во Франции и Австралии

Рисунок

1800-1850 гг.

Металлическая перьевая ручка была запатентована в 1803 году, но патент не был использован в коммерческих целях. Стальные перья вошли в общественное применение в 1830-х. В 19 веке металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев. В 1850-х использование гусиных перьев заметно снизилось, когда качество стальных ручек улучшили, начав изготавливать наконечники из тяжелых сплавов с добавлением иридия, родия, осмия

Рисунок

1844 г.

Льюис Эдсон Уотермен (Lewis Edson Waterman), страховой агент, изобрел первую настоящую авторучку

Рисунок

1888-1916 гг.

Изобретение принципа работы шариковой ручки официально датируется концом 19-го века. В 1888 году патент получил Джон Лауд (John Loud), в 1916 - Ван Вечтен Райзберг (Van Vechten Reisberg). В отличие от остальных патентов, эти использовались в коммерческих целях

Рисунок

1940-е гг.

Изобретение современной шариковой ручки приписывается Йозефу и Джоржду Биро (Josef and George Biro). Летом 1943 были изготовлены первые промышленные экземпляры. Права на патент были куплены Британским Парламентом. Шариковая ручка использовалась военными во время второй мировой войны, так как была удобнее и прочнее перьевой

1945 г.

Шариковая ручка появилась на рынке товаров США. Ручка продавалась как "первая ручка, которая пишет под водой". Успех оказался головокружительным. Один от отделов крупного универмага в Нью-Йорке продал за время ланча 29 октября 1945 г. более 10,000 ручек

Рисунок

1953 г.

Первые недорогие шариковые ручки появились, когда французскому барону Бику (Bich), BIC Со, занимающемуся производством шариковых ручек, удалось заметно снизить затраты на производство путем усовершенствования технологического процесса

Рисунок

1960-е г.

В Японии был изобретен фломастер. В 1960-е фломастеры появляются на американском рынке и захватывают его. Следуя успеху фломастеров, производства ручек обрастают отделами по производству любых их модификаций, включая маркеры

Рисунок

1980-1990-е гг.

Роллеры. Ручки-роллеры появились в начале 1980-х. В отличие от густых чернил, используемых в обычной шариковой ручке, роллеры оснащены подвижным шариком и жидкими чернилами, что позволяет получить на бумаге более гладкую линию. Технологический прогресс конца 1980-х - начала 1990-х годов значительно улучшил роллеры по всем показателям

Рисунок

1990-е-...

Общественное признание получают ручки с прорезиненными поверхностями, которые уменьшают нажатие на ручку

Рисунок

1997-е-...

В массовое производство запущены ручки Ring Pen. Эти ручки разработаны для письма без нажатия на ручку тремя пальцами

Использованные источники

1. http://www.2var.ru.
2. http://www.Elite.pen.ru.

Участники проекта:

- Попова Анна - ученица младших классов школы № 581;
- Попов Владислав - брат;
- Попова Ольга Сергеевна - мама.



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...


Авторские права © 2005-2017 // MARGARY@N

Партнеры: